1. Статья
  2. Диджеинг
  3. История микстейпов в хип-хопе
Диджеинг 03 Марта 2020
Аватар пользователя budgetpackagebudgetpackage
#hashTag1 #hashTag 2

История микстейпов в хип-хопе

С момента своего появления в музыкальной индустрии (в частности, в хип-хопе) микстейпы не раз меняли свою форму, но никогда не утрачивали своей значимости и первоначальной цели. Независимо от того были ли это CD, zip-архивы, mp3 или другие носители - микстейпы всегда оставались частью роста и “взросления” хип-хоп артистов. Несмотря на их противоречивую природу (по сути, многие микстейпы нарушают авторское право и права использования интеллектуальной собственности), многие из нас узнали о существовании десятков артистов и сотен песен именно благодаря таким “нелегальным” сборникам. Кроме того, со временем микстейпы стали “отбивать” финансовые затраты на их производство с лихвой, а среди многих поклонников рэп-музыки они стали цениться даже выше, чем полноценные альбомы.

Так давайте же разберемся когда, как и зачем появились микстейпы в хип-хопе и как они стали тем, чем являются сегодня.

Микстейпы - один из важнейших инструментов в рэпе

Если вам от 25 до 35 лет, то вы еще помните ту эру, когда интернет вроде как уже был, но далеко не у всех. И, конечно же, помните парней, которые каким-то чудесным образом доставали новые записи зарубежных рэперов и штамповали “самопальные” CD с ними. Некоторые их продавали, некоторые делились бесплатно. Эта практика появилась в США очень давно, а до нас дошла ближе к 2000-м. Многие диджеи с мировым именем начинали с создания именно таких “бутлегов”. А многие рэперы стали известны именно благодаря работе таких диджеев.

В примитивном виде микстейпы появились еще в 70-х годах в Нью-Йорке и долгое время оставались “серой зоной” для звукозаписывающих лейблов и самих артистов. Последние сами часто искали путь обойти законы об авторских правах (принадлежавших студиям) для того, чтобы шире разрекламировать свои альбомы. Важнейшие песни для хип-хопа впервые появились как раз таки на микстейпах. Например, треки Kool Herc или Afrika Bambaataa (один из них “Planet Rock”). Такие записи были невероятно эффективны в то время, так как фанаты хип-хопа коллекционировали и распространяли их между собой, помогая молодой субкультуре стремительно идти в массы.

В 80-90-е главной движущей силой микстейп-сумасшествия стали диджеи. Парни вроде Kid Capri и DJ Clue вывели его на новый уровень: они стали выпускать лимитированными тиражами кассеты с редкими треками или ранее не засвеченными фристайлами от звезд первой величины. Процесс поиска этих тейпов стал для любителей хип-хопа своеобразным квестом и незабываемым опытом. 

Если вспомнить самые занятные истории того времени, то на ум приходит инцидент с легендарным хитом Notorious B.I.G. “Juicy”, который DJ Clue выпустил на одной из своих кассет еще до релиза альбома Бигги “Ready To Die”. Покойный Кристофер Уоллес в ярости позвонил на Hot 97 и обматерил всех за такой ранний слив своего сингла. Что касается Clue, то он бесспорно является одним из пионеров микстейп-движения и именно благодаря ему оно получило такую широкую популярность на Восточном побережье. Его альбом 1998 года “The Professional” стал путеводной звездой для будущих диджейских компиляций, вроде тех, которые позже прославили DJ Khaled, DJ Drama и т.д. Clue был первым, кто собрал десятки элитных МС на одной пластинке и первым диджеем, получившим “платину” за свой альбом.

Но не надо думать, что свои герои были только в Нью-Йорке. На Западе и Юге микстейп-сцена развивалась не менее стремительно. Чего стоят хотя бы сотни культовых микстейпов Chopped & Screwed от неповторимого DJ Screw (подробнее о нем читайте здесь), влияние которого на нынешний хип-хоп в целом измерить просто невозможно. Не стоит забывать и таких парней как Michael “5000” Watts, DJ Big Mike, DJ Empire и других.

Диджеев становилось больше, микстейпы стремительно набирали популярность, а рэперы увидели в них способ выгодно продать новый материал и сделать на этом деньги. Наступали 2000-е…

Новые цели и коммерциализация микстейпов

...а с ними наступала эра интернета и нового бизнес-мышления. Если когда-то микстейпы выпускались на кассетах или CD и требовали сугубо “ручной” работы (к примеру, обложки и надписи с треклистами делались маркерами), то сейчас их ценность возросла. В 90-е эти записи продавали с багажников собственного фургона или сразу “из рук в руки”, что, конечно, было весело и интересно, но не слишком эффективно (если говорить о массовой дистрибуции). После успехов DJ Clue, DJ Screw и рэперов, которые стали известны благодаря им, многие молодые артисты увидели в микстейпах легкий способ обретения известности. Кроме того, они могли действовать в обход лейблов и получать доход от своих песен самостоятельно. Микстейпы помогли таким артистам как Jeezy, 50 Cent и T.I стать звездами еще до того, как они подписали свои первые контракты с мейджорами.

Согласно данным RIAA (Американская ассоциация звукозаписывающих компаний), в начале 2000-х общий доход от продажи микстейпов составлял около $150 мил. дол. в год. В этот период люди в звукозаписывающей индустрии уже начали понимать ценность таких записей и искали способы для монетизации подобной “самодеятельности” артистов.

Пожалуй самые большие дивиденды со своих “уличных” альбомов поимел 50 Cent. Никому другому ни до, ни после него не удалось достигнуть таких успехов на этом поприще. Тейпы Фифти “Guess Who`s Back”, “50 Cent Is The Future”, “Forever King”, а также невероятное количество выпусков G-Unit Radio с DJ Whoo Kid, до сих пор ценятся многими больше, чем студийные альбомы Кертиса. Для истинных ценителей рэпа имя 50 Cent в 2000-х было синонимом слова “микстейп”. Кроме того, рэпер из Квинса сделал один из самых революционных шагов, которые навсегда изменили восприятие микстейпов как неполноценных ликов/фристайлов/обрывков песен и т.д. Фифти не просто читал стандартные 16 строчек на чужие биты, он стал записывать для микстейпов полноценные треки с оригинальными инструменталами. Его микстейп-хиты были настолько популярны в США, что их можно было услышать на вечеринках в любом клубе США. Во многом благодаря этому, ему удалось записать один из самых продаваемых дебютных альбомов в истории музыки (речь конечно же о “Get Rich Or Die Tryin`”). 

Микстейпы стали действенной и распространенной стратегией для рэперов в новом тысячелетии. DukeDaGod выпускал культовые сборники Dipset, DJ Whoo Kid делал то же для G-Unit, на арену вышли такие парни как DJ Kay Slay, DJ Khaled, DJ Drama, Don Cannon и многие другие. В 2000-х микстейпы полностью заменили в рэпе то, что ранее называли демо-тейпами. МС стали использовать их в различных целях: чтобы воевать с лейблами, чтобы сделать промо перед альбомом, чтобы диссить друг друга, чтобы издать старый материал и т.д. Диджеи стали наживаться на том, что комбинировали неизданные куплеты известных рэперов и выпускали так называемые “эксклюзивные” треки. В общем, индустрия стремительно росла и заполняла собой рынок. 

Наиболее матерые активисты вроде Khaled и Drama быстрее остальных смекнули, что пришло время диджеев не просто быть “парнем позади МС”, а самим стать звездами. Взяв на вооружение стратегию DJ Clue, они начали выпускать полноценные альбомы, которые, по сути своей, были эволюцией микстейпов, записанных в лучшем качестве и выпущенных на лейблах. 30-40 именитых гостей в 15 треках и бесконечные выкрики “gangsta grillz” или “we the best” стали очень хорошо продаваться, что вызвало целую волну подобных релизов, которая не утихает и по сей день.

“Микстейп-мученики” и упадок индустрии микстейпов

Но не все было так гладко, как казалось на первый взгляд. Как мы упоминали в начале статьи, микстейпы часто-густо нарушали права интеллектуальной собственности. И если одни артисты реагировали на “слив” своих неизданных треков более-менее спокойно, то другие жаждали возмещения убытков и наказания для виновников. После нескольких скандалов и судебных исков, деятельностью диджеев и бутлегеров заинтересовалось правительство США. 

В 2007 году мир хип-хопа потрясла новость о том, что популярные диджеи Don Cannon и DJ Drama арестованы по обвинению в мошенничестве, уклонении от налогов и бутлегерстве. При одобрении со стороны RIAA федеральные власти совершили рейд на студию дуэта в Атланте и конфисковали у них более 80 тыс. дисков с материалом, а также много студийного оборудования стоимостью в сотни тысяч долларов.

После этого Cannon и Drama получили прозвище “микстейп-мученики”. В первой половине 2000-х эти парни были невероятно популярны: Drama запустил одну из самых востребованных в истории серий микстейпов Gangsta Grillz, Cannon работал со своей командой на студии Affiliate Music Group и помогал продюсировать те же Gangsta Grillz. Эта парочка, по сути, приняла на себя удар за всех остальных. Американское правительство сделало веское предупреждение и большинство поняло его правильно. 

После “падения микстейп-мучеников”, начиная с 2010 года, индустрия микстейпов оказалась под серьезной угрозой. Времена менялись, менялись способы продаж музыки и поиска информации. Раньше для того, чтобы найти свежие треки или новых артистов, нужно было купить микстейп. Теперь их, по большей части, заменили блоги и сайты, где слушатель мог найти интересующую музыку, не прилагая никаких усилий. Все стало зависеть от нескольких нажатий клавиш. По факту, ценность микстейпов нивелировалась практически к нулю. 

Другим фактором упадка продаж и выпуска микстейпов стало то, что диджеи никаким образом не могли соперничать с новостными сайтами и социальными сетями, которые распространяли их бесплатно и намного быстрее, чем продажи в физическом виде. DatPiff, LiveMixtapes, HNHH и другие запустили онлайн-стримы и сделали их доступными для всех и каждого. Наступила эра, когда микстейпы стало практически невозможно найти на физических носителях. 

Но, как и много раз до этого, микстейп-индустрия сумела приспособиться к новым реалиям и выжить в суровых условиях. Этому способствовал “бум” стриминговых сервисов, который вдохнул в нее новую жизнь.

Микстейп и альбом: а есть ли разница?!

В наши дни микстейпы стали важнейшей частью музыкального бизнеса. Пожалуй, такой же важной, как и альбомы. Кульминационным моментом в истории стало достижении, покорившееся Chance The Rapper, который выиграл статуэтку Грэмми за “Лучший рэп-альбом” в 2017 году со своим микстейпом “Coloring Book”. Нужно ли говорить о том, что подобное произошло впервые за все время существования премии?! По сути, Chance стал суперзвездой, не успев выпустить ни одного альбома! (а когда он все-таки его выпустил, то все услышали, что его микстейпы были гораздо лучше).

В эпоху стриминговых сервисов и цифровых продаж мы ежедневно сталкиваемся с невиданным количеством новой музыки. Многие высказывают обеспокоенность тем, что хип-хоп “перенасыщен” и от этого страдает качество (и в этом есть доля правды), но в ближайшее время не стоит ждать, что положение дел изменится. И вот почему.

Сейчас микстейпы являются неотъемлемой частью творческого каталога любого мейнстрим-рэпера. Они перестали быть инструментом исключительно для “молодых и перспективных”. Drake, J.Cole, Kendrick Lamar, Big Sean и другие выпускают и будут выпускать микстейпы как и когда захотят. Только теперь в них не будет бесконечных выкриков от диджеев и ненужных интерлюдий. К сожалению или к счастью, в наши дни нужда в диджеях-компиляторах отошла на второй план, а сами тейпы стали походить на полноценные студийные альбомы. То, что мы сейчас слышим можно охарактеризовать как смесь демо-тейпов и микстейпов, которая переросла в самостоятельную уникальную единицу.  

У каждого должно быть свое мнение насколько хорошо или плохо то, что мы ежедневно получаем огромные порции новой музыки просто так, но это тема для отдельного разговора. Возвращаясь к глубинной сути микстейпов, хотелось бы сказать, что их главным предназначением всегда было то, чтобы артист мог свободно, без любых преград, поделиться творчеством со своими фанатами. Недавно стриминговые сервисы Apple Music и Spotify добавили микстейпы в свой каталог для прослушивания и еще больше стерли невидимую линию, отделяющую их от альбомов. 

Многое изменилось за 50 лет существования хип-хопа, но многое осталось прежним. Микстейпы часто меняли свою форму, приспосабливаясь к обстоятельствам, но они никогда не теряли свою ценность для культуры - они просто обретали ее заново.     

Enjoyed reading this stuff? Tell your man to check it out too or leave your opinion!
0
blog comments powered by Disqus

Подпишись на наши каналы: