1. Статья
  2. Рэп
  3. О политике и хип-хопе
Рэп 31 Марта 2018
Аватар пользователя budgetpackagebudgetpackage
#hashTag1 #hashTag 2

О политике и хип-хопе

Хип-хоп пережил много трансформаций за историю своего существования и всегда шел в ногу с последними политическими и социальными изменениями, незамедлительно реагируя на них в своеобразной культурной форме. Вполне естественно, что самыми заметными общественными активистами были, есть и наверное будут рэперы, которые, как ни крути, на сегодняшний день являются основой хип-хоп движения. Нельзя забывать и о граффити-райтерах, которых оставляют яркие политические послания на стенах мегаполисов, привлекая внимание к резонансным вопросам, возникающим в связи с решениями тех кто у власти. Достаточно ли “политичен” хип-хоп? Или возможно он слишком “политичен”? Эти вопросы всплывают регулярно, заставляя задуматься над тем какова реальная заинтересованность наших любимых артистов в том, что происходит в жизни “простых смертных” и могут ли они по-настоящему повлиять на ход событий, происходящих в обществе.

В СНГ культура хип-хопа политизирована не настолько сильно, как на Западе. Особенно в США. На это есть свои причины, поэтому в данной статье о хип-хопе мы по большей части будем говорить о том, что происходит за рубежом. Итак, рассмотрим некоторые вопросы связанные с политикой, хип-хопом и их влиянием друг на друга. Начнем с истории.

Происхождение хип-хопа

Не бойтесь, мы не будем рассматривать происхождение хип-хопа с самого начала и до сегодняшнего дня со всеми его нюансами. Сконцентрируемся на тех аспектах, которые напрямую связывают его с политикой. Ну а здесь, правда, придется начать из далека.

Еще задолго до появления хип-хопа в его привычном виде в африканской культуре существовали люди, которые вещали остальным “правду”. Их называли гриотами. Гриоты исполняли смешанные функции: они пели, рассказывали сказки, сообщали новости, сплетни и даже исторические данные. Никого не напоминает? Своеобразный прототип рэперов, которые выполняют все то же самое, только с привязкой к современным реалиям.

В США роль гриотов в среде черного населения стали выполнять музыканты и поэты работающие в жанре “spoken word”. Они имели сильную афроцентрическую позицию и социальный посыл в своих произведениях. Для примера можно взять группу The Last Poets или Gil Scott-Heron. Они являются самыми яркими представителями эры 70-80-х годов ХХ века, которые протоптали тропу для жанра-наследника.

 

Музыка становится частью политики тогда, когда ее связывают с каким-либо политическим движением или идеологией. Хип-хоп песни не стали исключением. По мнению Кевина Пауэлла, американского политического деятеля и писателя, музыка в США по большей части всегда была вне политики. Это касается разных стилей - от блюза до хип-хопа включительно. Пауэлл наводит пример джаза: “в своей жизни я прослушал множество музыки, в частности джаза. И если вы послушаете джазовые произведения времен его наибольшей популярности (1920-е годы), то наверняка не услышите там никаких социальных посланий. Это была музыка созданная для танцев и веселья, она не имела никакой связи с политическим климатом того времени. Поэтому, когда через 10 лет Billie Holiday выпустила композицию “Strange Fruit” (о расовом неравенстве), все очень изумились и не могли поверить, что она осмелилась записать такую песню.

Что касается хип-хопа, то его существование на ранних этапах было тесно связано с социокультурной и политической обстановкой возникшей в конце 70-х-начале 80-х годов. Так называемая “Эра Рейгана” стала настоящим испытанием для черного, латиноамериканского и просто бедного населения США. Засилье криминала и наркотиков, военные авантюры правительств Рейгана и позже Буша-старшего - все это вылилось в протест национальных меньшин и отобразилось в музыке. В некотором роде мы должны сказать спасибо Рональду Рейгану за рождение хип-хопа, потому что его “рейганомика” и прочие политические решения привели к тому, что плачевное положение людей в Бронксе и других районах Нью-Йорка достигло своего апогея и заставило молодежь открыто высказать свое несогласие с власть держащими. Хип-хоп обрел свой бунтарский дух посредством борьбы с политиками.

1980-е годы подарили миру множество песен затрагивающих важные социальные темы. Одной из самых первых известных политических песен в рэп-музыке является “The Message” от Grandmaster Flash And The Furious Five, который по нашему мнению входит в десятку лучших песен хип хоп направления всех времен. Она четко передает те чувства и переживания, которые испытывали люди, живущие в Нью-Йорке в то время.

Бесспорно, самой известной “политической” группой 80-х (да и во всей истории хип-хопа) были Public Enemy. Практически каждая песня PE - это либо политический протест, либо образовательная лекция для молодых афроамериканцев о жизни в современном обществе. С самого начала своей карьеры парни несли послание о том, что с системой нужно бороться. Они стали продолжателями идей Мартина Лютера Кинга и Малкольма Экса. Революционным стал второй альбом группы “It Takes A Nation Of Millions To Hold Us Back”, на котором акцент был сделан на темах бедности, расовой дискриминации, несправедливости судебной системы и других проблемах, окружающих молодежь США в 1988 году. Песни “Don`t Believe The Hype”, “Black Steel In The Hour Of Chaos”, “Rebel Without A Pause” и многие другие с этой пластинки вошли в “золотой фонд” хип-хопа.

Конечно же нельзя забывать и такие песни Public Enemy как “Fight The Power” - прямой призыв к борьбе с властью, а также “By The Time I Get To The Arizona”, в котором затрагивается темы сегрегации и празднования Дня Мартина Л. Кинга.

Помимо Public Enemy в то время выделялись X-Clan, которые были более радикальны в своих убеждениях. Некоторые нынешние хип-хоп журналисты сравнивают их песни с посещением лекций по истории и политологии. Ранние N.W.A тоже не обходили стороной нарастающие проблемы в бедных районах родного Лос-Анджелеса...Если сократить длинную историю, то вывод напрашивается один: с самого начала своего существования хип-хоп был тесно связан с политикой и протестом, который лежал в его основе.

В 90-е годы рэп-музыка эволюционировала (или наоборот, тут решать вам) в другом направлении и остросоциальные темы стали затрагиваться реже. Это не значит, что рэперы совсем перестали интересоваться этими вопросами, но с ростом популярности гангста-рэпа посыл изменился: рэп-артисты стали меньше учить молодежь, они просто описывали проблемы, с которыми приходится сталкиваться им самим или окружающему их населению. Рэп-песни перестали предлагать варианты решения, они лишь указывали на очевидные ошибки системы. Безусловно, это является обобщением, поскольку 90-е годы подарили нам массу великолепных “сознательных” рэперов, но тенденция к более агрессивному восприятию действительности среди афроамериканской молодежи наблюдалась невооруженным взглядом.

Все это вылилось в протесты против брутальности полиции, отсутствии элементарного социального обеспечения бедных семей, безработицы, постоянных военных конфликтов, расовой дискриминации и т.д. Такие артисты как KRS-One, 2Pac, Ice Cube, Common, Mos Def, Talib Kweli, Dead Prez и многие другие открыто высказывали свое мнение о власти, часто не выбирая при этом выражений.

Большинство из вышеназванных артистов продолжали активно творить и в 2000-х. Сейчас они по-прежнему имеют сильную политическую позицию, не упуская возможности прокомментировать наболевшие темы, постоянно напоминая о себе. О нынешних временах поговорим немного позже, а пока перейдем к еще одному интересному вопросу…

Баланс

Рэп-музыка бывает разной и это настолько же очевидно, насколько разными бывают сами артисты ее исполняющие. Об этом следует поговорить отдельно, ведь с самого начала хип-хоп культура обладала редкостным свойством - аутентичностью. Рэперы изобретали новые стили флоу, читали на разные темы, одевались по-разному и вели себя так же… Словом, оригинальность всегда была присуща хип-хопу в той или иной форме. Влияло ли это на взаимоотношения рэпа и политики? Бесспорно. Рассмотрим несколько примеров того насколько отличалось творчество некоторых известных рэперов, оставаясь при этом политически направленным.

Ранее мы упоминали о таких группах как Public Enemy и X-Clan - их можно назвать родоначальниками поджанра “политический рэп”. И это не будет преувеличением, поскольку львиная доля их творчества посвящена именно этой тематике. Из более поздних образцов выделяется Immortal Technique. С другой стороны можно навести пример 2Pac`a. Он с юного возраста осознавал проблемы, с которыми сталкивается черное население в США и сам пережил многое. В случае Пака у него не было другого выбора - его мать входила в партию “Черные пантеры”, поэтому подобные вопросы он изучал с малого возраста. Но помимо этого он был простым парнем из гетто со всеми вытекающими из этого последствиями. Когда он стал звездой, в нем боролись два ества: революционера и “парня с улицы”. Пак является наверное идеальным примером того, как удерживать баланс между этими двумя ипостасями. С одной стороны, он записал множество песен, в которых осуждал политиков и их деятельность, призывал молодых афроамериканцев учиться и осознанно принимать решения, участвовал в собраниях уличных банд, чтобы примирить заклятых врагов между собой и т.д. С другой стороны, он записывал множество треков агрессивного содержания с гангстерской лирикой. 2Pac соблюдал равновесие и ему это удавалось.

Похожая ситуация сложилась и с Nas. Иногда “уличный пророк” Нью-Йорка пишет песни с явным посланием, вроде “Got Ur Self A Gun” или “My Country, а иногда переключается в режим типично рэперской репрезент-тематики как например в песнях “The Don” или “Hate Me Now”. Насир Джонс также хорош и в одном, и в другом.

Примеров можно навести много, но суть одна и та же. Важен ли этот баланс в творчестве рэп-артистов? Скорее да, чем нет. Ведь немногим удается столь же ярко и емко писать песни в жанре “политический рэп”, как это делали (и продолжают делать) Public Enemy и иже с ними.

Современность

В последние годы в США произошло много резонансных событий, которые потрясли общество и вызвали новую волну политической активности среди рэперов. Брутальное отношение полиции к чернокожим американцам, убийства невиновных жертв прямо на улице (вспомните хотя бы Майка Брауна или Трейвона Мартина), последние президентские выборы, расистские скандалы...Были и более приятные поводы, вроде президентства Барака Обамы, которого большинство афроамериканцев поддерживало обеими руками (кроме Лупе Фиаско, всячески критиковавшего первого “хип-хоп президента”). Все это снова заставило рэперов заговорить о важных вещах. В основном свое мнение высказывают те, кому либо “за 40”, либо близко к этой отметке. Возможно это связано с тем, что эти люди дольше живут на свете и видели в своей жизни намного больше, чем молодое поколение. Но скорее всего дело не в этом. Тут как раз вступает в силу преемственность и воспитание. Ведь недаром мы говорили об изменении направленности хип-хопа в 90-е годы и меньшем акценте на общественных проблемах. Молодое поколение рэперов (от 18 до 25 лет) выросло в эпоху доминирования южного рэпа, который продолжает свое “победное” шествие в мейнстриме. Для людей, хоть немного интересующихся рэп-музыкой, не станет открытием тот факт, что южный рэп 2000-х за редкими исключениями обходил стороной политику и другие серьезные темы. Как бы мы не любили песни Lil Wayne, Jeezy, Three 6 Mafia, и других представителей “dirty south”, они во многом ответственны за то, что трэп-поколение не интересуется ничем, кроме материального аспекта человеческого существования. Но это не значит, что все настолько плохо.

Есть Kendrick Lamar, J.Cole, Joey Bada$$, Vic Mensa. Это молодые люди, положившие на свои плечи ответственность за просвещение своего народа. Кендрик выпустил “To Pimp A Butterfly”, который является политически-концептуальным альбомом. Скорее всего через несколько десятков лет его будут изучать в университетах также, как сейчас делают с альбомом Наса “Illmatic”. Joey выпустил “All American Bada$$” - альбом посвященный темам расизма и разным формам дискриминации. А ведь ему всего 22 года.

Чего уж говорить о таких артистах как Run The Jewels, Eminem, Mos Def, Talib Kweli, T.I., The Game, Common, The Roots и даже Kanye West, которые продолжают принимать активное участие в жизни своих родных городов, поддерживая различные акции и жертвуя деньги в фонды помощи нуждающимся.

Последним большим всплеском в среде хип-хоп комьюнити стали президентские выборы, в которых победу праздновал Дональд Трамп. Вдаваться в подробности биографии этого скандально известного бизнесмена-шоумена не будем, скажем лишь, что большинство афроамериканцев было против его избрания на пост главы страны. Связано это было в первую очередь с расистскими высказываниями, которые Трамп позволял себе отпускать через СМИ и соцсети, а также с его политическим курсом, озвученным перед началом выборной кампании. Высказывались по этому поводу все кому не лень: от YG до Kanye West. Некоторые не ограничились твитами или постами в инстаграм. Тот же YG вместе с Nipsey Hussle выпустили песню “Fuck Donald Trump”, Эминем записал фристайл, осуждая нынешнего президента, Kendrick Lamar отпускает откровенные уколы в сторону правительства на своем альбоме “DAMN”... Это демонстрирует, что до сих пор есть те, кому не все равно.

Должен ли хип-хоп иметь дело с политикой?

Для многих этот вопрос является достаточно спорным. С одной стороны мы не единожды были свидетелями того, как люди шоу-бизнеса (в том числе и рэперы) высказывали мягко говоря недалекие мысли по вопросам политики и событий в обществе. Довольно часто артисты говорят о том, чего на самом деле не знают, стараясь этим самым заработать себе “плюс” в глазах поклонников. В результате они сами себя дискредитируют. Если смотреть с этой точки зрения, то музыке в целом и хип-хопу в частности лучше оставаться аполитичными. Но хип-хоп культура отличается от других по многим признакам и ее связь с политикой наверное следует рассматривать под другим ракурсом.

Первичная природа хип-хопа тесно связана с бунтом против системы и самовыражением тех слоев населения, которые больше всего от нее страдали. Рэп-музыка и граффити стали сильным инструментом в руках “униженных и оскорбленных”. Посредством песен и рисунков недовольные открыто могли выразить свое мнение и быть услышанными “на верхах”. Песни 2Pac, Public Enemy и Ice Cube стали гимнами для публичных походов и демонстраций в 90-е годы. Рэперы стали угрозой для власть держащих, поскольку их слушали и поддерживали.

Последние 5 лет в США напоминают начало 90-х, когда национальные меньшины взбунтовались против власти из-за публичного избиения Родни Кинга, нескольких убийств афроамериканцев полицейскими при исполнении, снятыми на видео, и других поводов. Движения вроде Black Lives Matter поддерживают множество черных артистов, в Лос-Анджелесе снова проводятся совместные марши Crips и Bloods при участии The Game и Snoop Dogg (слушайте песни Snoop Dogg только у нас), Кендрик Ламар обращается к бандам с целью урегулирования их отношений друг с другом и прекращения бессмысленного насилия (то же делал и Тупак несколько десятков лет назад). А во времена президентства Обамы хип-хоп артисты не один раз посещали Белый Дом, дабы пообщаться с главой государства. Это лишь несколько примеров активности рэперов в области общественной и политической деятельности.

Если дать краткий ответ на заданный нами вопрос, то скорее “да”, хип-хоп все-таки должен принимать участие в политической и социальной жизни людей. Но любые высказывания рэперов на остро обсуждаемые в обществе темы должны быть тщательно продуманными, потому что учитывая их массовую популярность последствия могут быть плачевными. Ведь история знает немало примеров того, как неверно понятые слова известных людей приводили к трагедиям...     

 

   

 

     

 

Enjoyed reading this stuff? Tell your man to check it out too or leave your opinion!
0
blog comments powered by Disqus

Подпишитесь и будьте в курсе всех Хип-Хоп новостей!